Уважаемые посетители, предлагаем вам ознакомиться с новой версией портала ПЕРЕЙТИ
vk_logo twitter_logo facebook_logo youtube_logo telegram_logo telegram_logo

Суверенный Рунет. Часть 4 27

Дата публикации: 12.04.2021
  1. Статьи
  2. Редакционные статьи
Количество просмотров: 3957
Автор:

"Если нельзя, но очень хочется, то можно".
Русская народная поговорка

Предыдущие части:
Часть 1.
Часть 2.
Часть 3.
 

 

Есть Международная Сеть (Интернет). Её частью является сеть связи в пределах границ России (РуНет). Государственные власти России решили создать "Суверенный" РуНет - Систему, подчиняющуюся государственной власти России и независящей ни от других юрисдикций и глобальных корпораций, ни от организаций, регулирующих Интернет. По задумке госвласти России гражданам предоставляется только "кошерная" информация. За пропуск некошерной - штрафы до 1 млн. руб., за неустановку средств, фильтрующих "плохой" контент- миллионные штрафы.

В предыдущих сериях мы рассмотрели терминологию, используемую в законодательстве России о регулировании Интернета. Здесь уже будут использоваться термины и сокращения, данные в первой части). Поняли, что ТСПУ соединяют в себе функции DPI, системы управления сетью и BGP. 

Мы выяснили что есть 5 видов субъектов, участвующих в централизованном управлении РуНета (далее – "ЦУ"): владельцев: ASN; пересекающих Гос. Границу линий связи; IX; Технологических сетей, имеющих стык с IX; Интернет-провайдеров.

Каждый 5 субъектов регулируется по-разному. И мы в предыдущих сериях уже рассмотрели обязанность и ответственность всех вышеуказанных субъектов.

Выводом последней серии было: учитывая, что законодательство о Суверенном Рунете фактически регулирует только резидентов России и у наших властей с большинством государств (кроме стран ЕАЭС) не ратифицировано конвенций о взаимном исполнении решений административных органов, для минимизации рисков получения штрафов был дан совет: перевести ASN на зарубежное лицо, оставив себе IP-адреса. Рекомендован перевод на физическое лицо. 

В настоящем обзоре будут рассмотрены риски перевода на  иностранное юрлицо и обременения и отчетность перед рос.властями физических лиц-граждан РФ, владеющих более 10% иностранных юридических лиц.


Согласно статье 105.2. Налогового кодекса РФ (далее - "НК РФ"): 

"1. доля участия лица в организации определяется в виде суммы выраженных в процентах долей прямого и косвенного участия этого лица в организации.

3. Долей косвенного участия лица в другой организации признается доля, определяемая в следующем порядке:

1) определяются все последовательности участия лица в организации через прямое участие каждой предыдущей организации (иного лица) в каждой последующей организации соответствующей последовательности;

2) определяются доли прямого участия каждой предыдущей организации (иного лица) в каждой последующей организации соответствующей последовательности".

Согласно п. 3. статьи 25.13. НК РФ:

" Если иное не предусмотрено настоящей статьей, в целях настоящего Кодекса контролирующим лицом иностранной организации признаются следующие лица:

1) физическое или юридическое лицо, доля участия которого в этой организации составляет более 25 процентов;

2) физическое или юридическое лицо, доля участия которого в этой организации (для физических лиц - совместно с супругами и несовершеннолетними детьми) составляет более 10 процентов, если доля участия всех лиц, признаваемых налоговыми резидентами Российской Федерации, в этой организации (для физических лиц - совместно с супругами и несовершеннолетними детьми) составляет более 50 процентов.

Таким образом, ВСЕ участники Заявителя являются лицами, косвенно контролирующими Иностранную компанию.

Согласно статье 25.14. НК РФ: 

"2. Если иное не предусмотрено настоящей статьей, уведомление о контролируемых иностранных компаниях представляется в срок не позднее 20 марта года, следующего за налоговым периодом, в котором контролирующим лицом признается доход в виде прибыли контролируемой иностранной компании в соответствии с главой 23 или 25 настоящего Кодекса либо который следует за годом, по итогам которого определен убыток контролируемой иностранной компании.

3. Если иное не предусмотрено настоящей статьей, уведомление об участии в иностранных организациях (об учреждении иностранных структур без образования юридического лица) (далее в настоящем Кодексе - уведомление об участии в иностранных организациях) представляется в срок не позднее трех месяцев с даты возникновения (изменения доли) участия в такой иностранной организации (даты учреждения иностранной структуры без образования юридического лица), являющегося основанием для представления такого уведомления, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. В случае, если после представления уведомления об участии в иностранных организациях основания для представления такого уведомления не изменились, повторные уведомления не представляются.

3.1. Уведомление о контролируемых иностранных компаниях и (или) уведомление об участии в иностранных организациях не считаются представленными с нарушением срока, установленного пунктом 2 или 3 настоящей статьи, в случае, если такие уведомления были представлены вместе со специальной декларацией, представленной в соответствии с Федеральным законом от 8 июня 2015 года N 140-ФЗ ", и информация о таких иностранных организациях и (или) контролируемых иностранных компаниях содержится в этой специальной декларации.

4. Налогоплательщики представляют уведомления об участии в иностранных организациях и уведомления о контролируемых иностранных компаниях в налоговый орган по месту своего нахождения (месту жительства).

Уведомления об участии в иностранных организациях и уведомления о контролируемых иностранных компаниях представляются в налоговый орган налогоплательщиками по установленным формам (форматам) в электронной форме. Налогоплательщики - физ. лица вправе представить указанные уведомления на бумажном носителе".

Таким образом, 3 участника Заявителя обязаны подавать в ИФНС России по месту прописки каждого - уведомление о контроле над Иностранной компанией.

Ответственность и Контроль

Согласно статье 129.5. НК РФ Неуплата или неполная уплата сумм налога в результате невключения в налоговую базу доли прибыли контролируемой иностранной компании.

Неуплата или неполная уплата контролирующим лицом, являющимся налогоплательщиком - физическим лицом или организацией, сумм налога в результате невключения в налоговую базу доли прибыли контролируемой иностранной компании влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от суммы неуплаченного налога в отношении прибыли контролируемой иностранной компании, подлежащей включению в налоговую базу по налогу на доходы физических лиц для контролирующих лиц, являющихся налогоплательщиками - физическими лицами, налоговую базу по налогу на прибыль организаций для контролирующих лиц, являющихся налогоплательщиками - организациями, но не менее 100 000 рублей.

Статья 129.6. п.2:

"Неправомерное непредставление в установленный срок контролирующим лицом в налоговый орган уведомления о контролируемых иностранных компаниях за календарный год или представление контролирующим лицом в налоговый орган уведомления о контролируемых иностранных компаниях, содержащего недостоверные сведения, влечет взыскание штрафа в размере 100 000 рублей по каждой контролируемой иностранной компании, сведения о которой не представлены либо в отношении которой представлены недостоверные сведения.

2. Неправомерное непредставление в установленный срок налогоплательщиком в налоговый орган уведомления об участии в иностранных организациях или представление уведомления об участии в иностранных организациях, содержащего недостоверные сведения, влечет взыскание штрафа в размере 50 000 рублей в отношении каждой иностранной организации, сведения о которой не представлены либо в отношении которой представлены недостоверные сведения.

Практика привлечения физических лиц - учредителей к ответственности в базе Консультант плюс отсутствует.

Срок давности

По обоим указанным составам налоговых правонарушений срок давности привлечения к налоговой ответственности составляет 3 года (пункт 1 статьи 113 НК РФ).

Налоговое правонарушение Течение срока давности привлечения к налоговой ответственности начинается:
Неуведомление об участии (п. 2 ст. 129.6 НК РФ) С даты, когда наступила просрочка подачи уведомления об участии в иностранной организации – то есть по прошествии 3 месяцев с даты возникновения участия.
Неуведомление о КИК (п. 1 ст. 129.6 НК РФ): С даты, когда наступила просрочка уведомления о КИК – то есть после 20 марта года, следующего за налоговым периодом, в котором признается доход в виде прибыли КИК.
Неуплата налога с прибыли КИК (ст. 129.5 НК РФ) С даты неуплаты налога, в налоговую базу по которому не была включена прибыль КИК – то есть после 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом по НДФЛ (в котором контролирующее лицо должно было учесть прибыль КИК в составе своей налоговой базы по НД

Статья 112. НК РФ предусматривает:

1. Обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершение налогового правонарушения, признаются:

  1. совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств;
  2. совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;
    2.1) тяжелое материальное положение физического лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения;
  3. иные обстоятельства, которые судом или налоговым органом, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность.


Конкретные обстоятельства оценит Налоговаяи или суд. 

2. Обстоятельством, отягчающим ответственность, признается совершение налогового правонарушения лицом, ранее привлекаемым к ответственности за аналогичное правонарушение.

3. Лицо, с которого взыскана налоговая санкция, считается подвергнутым этой санкции в течение 12 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда или налогового органа.


Согласно ст. Статья 25.14.НКРФ:

"8. При наличии у налогового органа информации, в том числе полученной от компетентных органов иностранных государств, свидетельствующей о том, что налогоплательщик является контролирующим лицом иностранной организации (иностранной структуры без образования юридического лица), но при этом такой налогоплательщик не направил в налоговый орган уведомление о контроле над иностранной организацией, налоговый орган направляет этому налогоплательщику требование представить уведомление, предусмотренное пунктом 6 настоящей статьи, в установленный налоговым органом срок, который не может составлять менее тридцати дней с даты получения указанного требования.

9. Требование налогового органа, указанное в пункте 8 настоящей статьи, должно содержать следующую информацию:

  • наименование (ФИО) налогоплательщика, которому направляется требование;
  • наименование юридического лица), в отношении которых у налогового органа имеется информация, свидетельствующая о том, что налогоплательщик является их контролирующим лицом
  • регистрационный номер (номера), присвоенный иностранной организации (иностранной структуре без образования юридического лица), в отношении которой у налогового органа имеется информация, свидетельствующая о том, что налогоплательщик является ее контролирующим лицом;


В случае признания налогоплательщика контролирующим лицом на основании подпункта 2 пункта 3 статьи 25.13 настоящего Кодекса налогоплательщик вправе представить в налоговый орган одновременно с уведомлением о контролируемых иностранных компаниях соответствующие пояснения и (или) документы, подтверждающие, что ему не было известно о том, что в календарном году, за который не было представлено уведомление о контролируемых иностранных компаниях, доля участия в иностранной организации всех лиц, признаваемых налоговыми резидентами России (для физических лиц - совместно с супругами и несовершеннолетними детьми), составляла более 50 процентов.

11. Должностное лицо налогового органа обязано рассмотреть представленные налогоплательщиком пояснения и документы. Если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при их отсутствии налоговый орган установит факт нарушения законодательства о налогах и сборах, ответственность за которое предусмотрена статьей 129.6 настоящего Кодекса, производство по делу о таком налоговом правонарушении осуществляется налоговым органом в порядке, предусмотренном статьей 101.4 настоящего Кодекса.

Налогоплательщик, признаваемый контролирующим лицом на основании подпункта 2 пункта 3 статьи 25.13 настоящего Кодекса (от 10 до 25% доли), освобождается от ответственности, предусмотренной статьями 129.5 и 129.6 настоящего Кодекса, в случае представления в установленный налоговым органом срок уведомления о контролируемых иностранных компаниях, информация о которых содержится в требовании. В этом случае пени на соответствующие суммы налогов не начисляются.

Исходя из этого пункта, под освобождение ответственности подпадает лишь учредители имеющие долю ниже  25 % .

Вместе с тем, согласно п. 3.1. статьи 25.14. НК РФ:

"Уведомление о контролируемых иностранных компаниях и (или) уведомление об участии в иностранных организациях не считаются представленными с нарушением срока, установленного пунктом 2 или 3 настоящей статьи, в случае, если такие уведомления были представлены вместе со специальной декларацией, представленной в соответствии с Федеральным законом от 8 июня 2015 года N 140-ФЗ ", и информация о таких иностранных организациях и (или) контролируемых иностранных компаниях содержится в этой специальной декларации. 

Здесь следует учитывать, то согласно п.2 ст.129.6 НК предусмотрена ответственность за непредставление уведомления об участии в иностранных организациях в установленный срок.

От редакции: если у вас есть чем поделиться с коллегами по отрасли, приглашаем к сотрудничеству
Ссылка на материал, для размещения на сторонних ресурсах
/articles/article/108409/suverennyiy-runet-chast-4.html

Обсудить на форуме

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи

Зарегистрироваться