Уважаемые посетители, предлагаем вам ознакомиться с новой версией портала ПЕРЕЙТИ
vk_logo twitter_logo facebook_logo youtube_logo telegram_logo telegram_logo

Суверенный Рунет, часть 2 27

Дата публикации: 29.03.2021
  1. Статьи
  2. Редакционные статьи
Количество просмотров: 6744
Автор:

"Да не выплесните ребёнка вместе с грязной водой"
(народная мудрость)

Лицензия- верхушка Айсберга,
9/10 которого спрятаны в её условиях

(мудрость ОрдерКом)


Есть Международная Сеть (Интернет). Её частью является сеть связи в пределах границ России (РуНет). Государственные власти России решили создать "Суверенный" РуНет - Систему, подчиняющуюся государственной власти России и независящей ни от других юрисдикций и глобальных корпораций, ни от организаций, регулирующих Интернет. По задумке госвласти России гражданам предоставляется только "кошерная" информация. За пропуск некошерной - штрафы до 1 млн. руб., за неустановку средств, фильтрующих "плохой" контент- миллионные штрафы.

В предыдущей серии мы рассмотрели терминологию, используемую в законодательстве России о регулировании Интернета (здесь уже будут использоваться термины и сокращения, данные в первой части). Мы выяснили что лица, участвующие в централизованном управлении РуНета (далее –"ЦУ") регулируются по-разному. Здесь выделяются Владельцы (далее – "Субъекты"):

  1. ASN.
  2. Технологических сетей, имеющих ASN.
  3. Лицензии и сети под телематические услуги связи (далее- "Оператор Интернет").
  4. IХ.
  5. Линий связи, пересекающих Гос. Границу.


Все субъекты обязаны осуществлять взаимодействие со ЦМУ ССОП путём:

  • личного кабинета и автоматического взаимодействия систем управления или средств связи с ИС МУ ССОП,
  • исполнения в срок указаний, переданных ответственному лицу Субъекта, любым способом, позволяющим установить факт их получения, в том числе, посредством телефонной связи. В случае невозможности исполнения указаний, Субъект уведомляет об этом РКН способом, позволяющим подтвердить факт уведомления.


При этом, для Субъектов при ЦУ есть ответственность за неисполнение:

  • указаний РКН - штраф на граждан в размере от трех тысяч до десяти тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей - от пятнадцати тысяч до сорока пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до ста двадцати тысяч рублей;
  • обязанности по размещению на территории РФ средств связи (ТСПУ, DNS-сервера, оконечного маршрутизаторв), с использованием которых выполняют указания в рамках ЦУ - штраф на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от шестидесяти тысяч до ста тысяч рублей.


I Обязанность владельцев ASN за представление в РКН информации

Также начали рассматривать обязанности владельцев ASN. Мы выяснили, что за непредставление в РКН информации по приказу Роскомнадзора №221 от 31.07.19 с 27.03.21 , частями 3 и 4 ст. 19.7.10 КОАП РФ предусмотрен штраф для должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей. За повторное нарушение, штраф удваивается.

При этом по п. 6 Порядка приказа РКН от 29.07.2019 N 217:

"6. В случае выявления фактов представления недостоверных сведений о Субъекте в течение одного рабочего дня Субъекту в автоматическом режиме посредством Личного кабинета направляется уведомление о невозможности учета представленной Информации, которое подписывается простой электронной подписью".

Если таких писем от ЦМУ ССОП не пришло, значит их всё устраивает и информация предоставлена верно и нет оснований для применения санкций.

Перейдём к другим обязанностям и ответственности: владельцев ASN, а также технологических сетей, имеющих ASN.

Из анализа российского законодательства установлено определение терминов:

"DNS" -система определяющая соответствие IP-адреса доменному имени в сети "Интернет".

II Обязанность владельцев ASN: подключиться к РАНР

"РАНР" - сокращение от "реестр адресно-номерных ресурсов РуНета", аналог базы данных RIPE, ведётся ЦМУ ССОП, разработана для применения в органах государственной власти, является частью ИС МУ ССОП. Содержит информацию об IP-адресах, AS, их взаимосвязях и Владельцах. Подача информации.  Получение информации.

Подсистема РАНР предназначена для ведения реестра адресно-номерных ресурсов российского сегмента сети Интернет и автоматизирует ведение, наполнение, распространение и предоставление заинтересованным сторонам данных базы данных РАНР (далее – БД РАНР).

Под ведением и наполнением реестра адресно-номерных ресурсов российского сегмента сети Интернет понимается сбор и учет информации о сетевых адресах, автономных системах и их взаимосвязях, владельцах автономных систем (AS). Под предоставлением заинтересованным сторонам данных БДРАНР понимается передача определенному кругу лиц и/или получение определенным кругом лиц собранной информации. Под распространением данных БД РАНР понимается передача неопределенному кругу лиц собранной информации. Подсистема РАНР обеспечивает широкие возможности автоматизации указанных процессов.

III Обязанность владельцев ASN при использовании DNS-сервера:

  • Подключиться к НСДИ.
  • Обеспечивать его соответствие требованиям:

А) Бесперебойное функционирование (источник бесперебойного питания).

Б) Передача в неизменном виде данных, используемых в целях выявления в сети "Интернет" IP-адресов, соответствующих доменам.

В) Обеспечение фиксации и хранение нижеуказанной информации в течение 1 года со дня ее фиксации:

  • Даты, времени, иных сведений, позволяющих выявить действия пользователей и события, происходящие в DNS.
  • Информации о работоспособности DNS, включая информацию о сбоях в программном обеспечении, о доступе к программным и техническим средствам (в том числе к средствам связи) и действиях при техническом обслуживании.


Г) Сохранность в неизменном виде сведений, предусмотренных пунктами "д" и "е" настоящих требований, при модернизации DNS-сервера.

Д) Предельная временная задержка до начала ответа на запрос пользователя услугами связи не более 100 мс с момента получения ответа от внешнего источника адресной информации.

Е) Соответствия требованиям по безопасности информации, устанавливающим уровни доверия к средствам технической защиты информации и средствам обеспечения безопасности информационных технологий, установленным в подпунктом 13.1 пункта 8 Положения о ФСТЭК от 16 августа 2004 г. N 1085 и Требованиям приказа Мининформсвязи России от 9 января 2008 г. N 1 (вступает в действие с 11.01.2023).

ОТВЕТСВЕННОСТЬ

Ст. 13.44 КоАП РФ устанавливает штрафы за неисполнение требований к DNS и неиспользования РАНР:

Ч.1 на граждан России: от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц – от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на ИП – от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц – от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Ч.2. Повторное совершение, -на граждан: 6 тыс.-10 тысяч рублей; на должностных лиц – от 10 тысяч до 20 тысяч рублей; на ИП – от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц – от шестидесяти тысяч до ста тысяч рублей.".

ВЫВОДЫ

У Владельца ASN может не быть своего DNS-сервера, тогда информацию заполнять не надо. Эти данные подтверждаются письмами управления Роскомнадзора по ЦФО, цитата из рассылки см. ниже:

"В рамках 4 этапа работы по 90-фз (подключение к НСДИ) - подключение осуществляют только те операторы, которые предоставляют DNS. Операторам, которые берут услугу DNS, ничего не нужно делать, просьба сообщить до 26.03.2021 в ответном письме об отсутствии DNS серверов."

IV Обязанность владельца ASN

При ЦУ-Маршрутизация только с указанных в сведениях по 221-223 приказах РКН (далее – "Сведения") c IP-адресов на ASN, указанные в Сведениях (п.4. правил приказа РКН от 31.07.19 N224).

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Штраф на граждан от 1 тысячи до 3 тысяч рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до восьми тысяч рублей; на ИП - от пяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до шестидесяти тысяч рублей.

V Обязанностью Владельца ASN является использовать для передачи сообщений электросвязи IX из Реестра РКН: 

  • За неисполнение данной обязанности штраф (тысяч руб): на должностных лиц: 30-50, ИП: 50-100 Юрлиц: 500-700 тысяч руб. За повторное - в 1.5 раза больше.


При этом, до сих пор РКН не предоставил доступ к реестру IX.

Вывод: ответственность с 27.03.21 невозможно наложить.

VI Обязанностью Владельца ASN является (см. п.1 ч.8 ст. 56.2 ЗоС, действует с 26.01.23)

Для оконечных маршрутизаторов и систем управления сетями связи:

  • исполнять требования п.3 приказа МинЦифры от 9 октября 2019 г. N 579 (п. 3 ч. 8 ст. 56.2 ФЗ "О связи) и п. 5 приказа МинЦифры от 10 октября 2019 г. N 582:

а) Соответствие требованиям по ИБ, установленным ФСТЭК.

б) Гарантийная и техническая поддержка и модернизация российскими юрлицами, не находящимися под контролем иностранцев.

г) Исключение возможности несанкционированного и совершаемого без контроля владельца средства связи удаленного обновления.

д) Отсутствие управления средствами связи с территории иностранного государства.

е) Исключение возможности несанкционированной передачи информации о состоянии и функционировании используемых средств связи.


Обязанности IХ

  1. Направить в РКН уведомление, содержащее в т.ч. сведения о перечне подключенных к IХ сетей (в т.ч. технологических сетей с ASN) связи и сведения об их владельцах (Наименование, место нахождения, адрес места ИНН, ОГРН). Вся эта информация доступна госорганам, в т.ч. ФСБ, РКН и ЦМУ ССОП. За неисполнение данной обязанности по п.1 ст.13.43 КоАП IX получит штраф 100-300 т.р.
  2. Исполнять требования к функционированию (приказ МинЦифры РФ от 07.10.19 №572). За неисполнение данной обязанности по п.2 ст.13.43 КоАП IX получат штрафы: граждане 1-3 т.р; на должные лица:10-30 т.р; ИП:15-30 т.р; юрлицо:30-150 т.р; или приостановление деятельности на 3 мес.
  3. Подключать к IX только сети, Владельцы которых реализовали СОРМ. Порядок контроля предусмотрен в приказе РКН от 31.07.2019 N 219. В частности, РКН проверяет поданные по 221 приказу РКН сведения о взаимодействующих ASN. Выявляет, не принадлежит IX ли данная AS. И если выявляются нарушения, то по п.5 ст.13.43 КоАП IX получит штрафы: граждане 1-3 тр; на должные лица:10-30 тр; ИП:15-30 тр; юрлицо: 60-300 тр, или приостановление деятельности на 3 мес.


Теперь рассмотрим обязанности Владельца технологической сети (ТехСети) с ASN

А) Установить/эксплуатировать ТСК "Ревизор" по приказу РКН от 31.07.2019 N 220 ( далее- Приказ №220). Подробнее о ТСК "Ревизор".

Ответственность предусмотрена ч.3-4 ст.13.42 КоАП РФ: - штраф на граждан России - от 1 тысячи до 2 тысяч рублей; на должностных лиц - от 10 тысяч до 20 тыс.руб.; на ИП, - от 20 тысяч до 40 тысяч рублей; на юр. лиц: 300 тысяч - 500 тыс.руб. За повторное в течение года нарушение штраф: на граждан: 5-10 т.р.; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на ИП-, - от шестидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц – от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.".

При этом существенным условием является условие: с помощью Тех.Сети осуществляется доступ в Интернет (п. 8 Приложения 3 Приказа РКН № 220). Если доступ в Интернет с помощью Тех.Сети не осуществляется, Ревизора ставить не надо.

Как РКН Определит, представляется ли доступ в Интернет через тех.Сеть? Получит эту информацию от владельца IX (см. их обязанности)!

Если у тех.Сети есть стык с Владельцем IX из реестра, для получения Ревизора необходимо предоставляет в РКН уведомление о необходимости получения и установки ТСК "Ревизор" (письменно в бумаге либо с ЭЦП на mcc@rkn.gov.ru).

Подробная процедура установки/эксплуатации Ревизора указана ниже:

Вопрос Ответ П. Пр. № 220
На кого распространяется
  1. ОператорИнтернет.
  2. Владельцы технологических сетей, имеющие номер AS (ВладельцыТС) (ст. 15 ФЗ "О Связи": Технологические сети связи предназначены для обеспечения производственной деятельности организаций, управления технологическими процессами в производстве).
П. 2 Приложения 1  
Основание предостав-ения 1. Оператору Интернет – по сведениям о выданных лицензиях на оказание телематических услуг связи и введенных под них в эксплуатацию сетях связи.
2. Владельцу Тех.Сети - на основании поступающих от них уведомлений о необходимости получения и установки Ревзора.
П. 3 Приложения 1
Процесс предоставления 0. Тех.Сеть с ASN письменно в бумаге либо с ЭЦП на mcc@rkn.gov.ru пишет уведомление.
1. РКН передает сведения в РЧЦ в течение 3 дней.
2. РЧЦ в течение 15 дней делает обращение, где указывает:
- сведения о параметрах работы и ттх Ревизора;
- требования к местам установки средств контроля;
- сведения о порядке взаимодействия с РЧЦ.
3. В течение 30 дней после получения обращения ОператорИнтернет /владелецТехСети направляет в ГРЧЦ заявление о количестве Ревизоров с обоснование, где указывает:
- обоснование количества;
- места установки.
4. ГРЧЦ рассматривает заявление 20 рабочих дней (если есть замечания направляют повторное обращение, на которое ОператорИнтернет или ВладелецТС обязан в течение 15 рабочих дней ответить, устранив замечания).
5. По результатам рассмотрения заявления РЧЦ направляет извещение о сроках предоставления средств контроля.
6. Передача осуществляется на основании акта после установки технического средства контроля на узле связи сети связи ОператораИнтернет связи/ВладельцаТехСети, и проверки взаимодействия технического средства с ЦМУ ССОП.
Пункты 4-14 Приложения 1
Требования к установке Совместно с сотрудниками ГРЧЦ и РКН. П. 4 Прил-я 3
Процесс установки 1. РЧЦ за 5 рабочих дней до установки уведомляет ОператораИнтернет или ВладельцаТС о дате, месте и времени установки.
2. В случае невозможности установки в указанную РЧЦ дату, Оператор письменно или по электронной почте в течение 3 дней сообщает об этом РЧЦ с указанием возможной даты установки.
3. РЧЦ еще раз за 5 рабочих дней до установки уведомляет по п. 1.
4. Не позднее 10 рабочих дней после установки РЧЦ передает ОператоруИнтернет или Владельцу ТС эксплуатационную документацию.
Пункты 2-6 Приложения 1
Условия эксплуатации 1. Соблюдать требования к функционированию ТСК согласно эксплуатационной документации.
2. Взаимодействие ТСК с ЦМУ ССОП.
3. Допуск уполномоченных сотрудников РКН, РЧЦ, поставщика ТСК для обслуживания по предварительного согласования даты и времени.
4. Не препятствовать установки обновлений.
5. Уведомлять ЦМУ ССОП о необходимости замены ТСК ввиду изменения топологии и конфигурации сети связи.
6. Обеспечить защиту ТСК от несанкционированного доступа, постороннего вмешательства в их функционирование.
П. 7 Приложения 3
Ревизор мониторит ограничения доступа - URL в случае наличия в выгрузке страницы запрещенного сайта;
- к домену при наличии в выгрузке сведений о запрещенном доменном имени;
- к IP-адресу/их группе, в случае наличия в выгрузке сведений о запрещенном IP-адресе.
2. Круглосуточный мониторинг ограничения доступа ко всем информационным ресурсам из выгрузки.
Приложение 2

Об обязанностях Интернет-провайдеров и выводы, как уменьшить ответственность со стороны РКН, смотрите следующую часть.

Материалы по теме

25.03.2021
Суверенный РуНет 27

От редакции: если у вас есть чем поделиться с коллегами по отрасли, приглашаем к сотрудничеству
Ссылка на материал, для размещения на сторонних ресурсах
/articles/article/108357/suverennyiy-runet-chast-2.html

Обсудить на форуме

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи

Зарегистрироваться