Уважаемые посетители, предлагаем вам ознакомиться с новой версией портала ПЕРЕЙТИ
vk_logo twitter_logo facebook_logo youtube_logo telegram_logo telegram_logo

Суверенный РуНет 27

Дата публикации: 25.03.2021
  1. Статьи
  2. Редакционные статьи
Количество просмотров: 8813
Автор:

"Кто владеет информацией, тот владеет Миром"
(народная мудрость).

"Не вливают также вина молодого в мехи ветхие;
а иначе прорываются мехи,
и вино вытекает, и мехи пропадают,
но вино молодое вливают в новые мехи,
и сберегается то и другое".
Мф. 9:17.

Есть Международная Сеть (Интернет). Её частью является сеть связи в пределах границ России (РуНет). Государственные власти России решили создать "Суверенный" РуНет - систему, подчиняющуюся государственной власти России и не зависящей ни от других юрисдикций и глобальных корпораций, ни от организаций, регулирующих Интернет. По задумке госвласти России, гражданам предоставляется только "кошерная" информация. За пропуск некошерной - штрафы до 1 млн. руб., за неустановку средств, фильтрующих "плохой" контент- миллионные штрафы.

Но суть ИнтерНета в её связности и универсальных правилах. Для работы Рунета необходимо использовать правила (Протоколы) взаимодействия средств связи и RFC (иначе сеть встанет раком). В России используется, в основном, оборудование, компоненты и программы, разработанные по правилам, созданным за её пределами. Всё, что сейчас происходит (сбои в оказании госуслуг, проблемы в услугах Ростелекома) - это последствия решения властей России, во имя вышеуказанной цели, принявших 01.05.19 федеральный закон №90-ФЗ и около сорока подзаконных актов во исполнение данного закона, заключивших сотни-миллионные контракты на создание системы контроля "Суверенного" РуНета...

В последнее время владельцы автономных систем (ASN), Технологических сетей и Провайдеры Интернет стали обращаться с вопросами, что за Суверенный Интернет, с чем его едят и какова ответственность. Из РКН (иногда с доменов @mail.ru, @ya.ru) валом идут неперсонифицированные запросы без указания наименования лица.

Типовой запрос:

"В адрес нашей компании систематично поступают запросы от Управления Роскомнадзора по ___________ Федеральному округу. Запросы такого содержания: в соответствии с приказом Роскомнадзора от 31.07.2019 г. № 221 операторы связи и лица, имеющие уникальный идентификатор совокупности средств связи и иных технических средств в сети Интернет, представляют в Управление информацию в соответствии с требованием приказа в формате XML или через сайт ведомства."
 

В свою очередь, мы пытаемся им объяснить, что не являемся оператором связи, Лицензия на телематические услуги нами получена лишь для того, чтобы осуществлять свою основную деятельность по разработке оборудования и программного обеспечения, и для участия в закупках и тендерах. Никакой коммерческой выгоды от обладания данной бумажкой мы не имеем, IP-адреса не используются.

Сейчас регулярно также получаем от них инструкции по заполнению каких-то данных, которые должны предоставляться в 5 этапов.

С 27 марта вступает в действие федеральный закон от 24.02.2021 № 19-ФЗ, устанавливающий многотысячные штрафы за несоблюдение правил Суверенного РуНета.

В цикле статей (всего 4) разберём поставленные проблемы и дадим ответы на вопросы.

БИБЛИОГРАФИЯ

В процессе написания основывался на следующих нормативно-правовых актах России:

  • Гражданский кодекс Российской Федерации (далее – "ГК РФ").
  • Налоговый кодекс России.
  • Кодекс об административных правонарушениях ("КОаП РФ").
  • Федеральный закон "О связи" № 126-ФЗ от 09.09.2003 г. (далее – "ФЗ "О связи" или "Зос").
  • Федеральный закон от 01.05.2019 N 90-ФЗ (далее – "ФЗ о РуНете").
  • Федеральный закон от 24.02.2021 № 19-ФЗ о внесении изменений в Кодекс об административных правонарушениях РФ (далее - "ФЗ об ответственности за РуНет").
  • Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее – "ФЗ об Информации").
  • Подзаконные акты Правительства России, МинЦифры (МинКомсвязи, МинИнформсвязи) России, Роскомнадзора.


ВВЕДЕНИЕ

Определения, используемые в ФЗ "О РуНете" ст.2 ФЗ об Информации, ст.2 ЗоС, а также сокращения по тексту настоящего заключения весьма важны для понимания сути. Часть из них скопированы с терминов, используемых в Интернете.

  • "ППРФ" - постановление правительства России.
  • "РКН"- сокращение от "РосКомНадзор" или Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
  • "ГРЧЦ" - сокращение от ФГУП "Главный радиочастотный Центр" или "Радиочастотная служба" (подведомственна РКН).
  • "ЦМУ ССОП", - сокращение от "Центр мониторинга и управления ССОП" при ГРЧЦ (далее – "Центр").
  • "Сеть связи" - технологическая система, включающая в себя средства и линии связи, и предназначенная для электросвязи или почтовой связи(п.24 ст. 2 Зос).
  • "Средства связи" - технические и программные средства, используемые при оказании услуг связи или обеспечении функционирования сетей связи, включая технические системы и устройства с измерительными функциями (п.28 ст. 2 Зос).
  • "ССОП" - сокращение от "сеть связи общего пользования"- комплекс взаимодействующих сетей электросвязи, предназначенный для возмездного оказания услуг электросвязи любому пользователю услугами связи на территории России.
  • "Выделенная сеть связи" - сеть электросвязи, не имеющая присоединения к ССОП и предназначенная для возмездного оказания услуг электросвязи ограниченному кругу пользователей.
  • "Технологическая сеть связи" – сеть связи, предназначенная для обеспечения производственной деятельности организаций, управления технологическими процессами в производстве (ст. 15 ФЗ "О связи"). При присоединении к ССОП становится частью ССОП.
  • "IP-адрес" - сокращение от "сетевой адрес" - идентификатор в сети передачи данных, определяющий при оказании телематических услуг связи абонентский терминал или иные средства связи, входящие в информационную систему (см. ст. 2 ФЗ "Об Информации").
  • "AS" - сокращение от "Autonomous System" (транслитерация на русский: "автономная система") - система IP-сетей и маршрутизаторов, управляемых одним или несколькими операторами, имеющими единую политику маршрутизации с Интернетом.
  • "ASN", - сокращение от "Autonomous System Number", перевод на русский: "номер автономной системы"-уникальный идентификатор совокупности средств связи и иных технических средств в сети "Интернет" (п.1 ст.56.1 ФЗ "О связи").
  • "Владелец ASN"- лицо, имеющее ASN, выделенный RIR.
  • "RIR"- сокращение от "Regional Internet Registry" - лицо, регистрирующее и выделяющее IP-адреса и ASN (по географическому признаку).
  • "РАНР" - сокращение от "реестр адресно-номерных ресурсов", ведётся РКН.
  • "Домен" - сокращение от "доменное имя" - обозначение символами, предназначенное для адресации сайтов в сети "Интернет" в целях обеспечения доступа к информации, размещенной в сети "Интернет" (см. ст. 2 ФЗ "Об Информации").
  • "DNS"- от "Domain name system" - система определяющая соответствие IP-адреса доменному имени в сети "Интернет".
  • "DNS-сервер" - технические и программные средства, используемые для DNS и функционирующие в соответствии с требованиями приказа МинЦифры №510 от 16.09.19.
  • "НСДИ" - сокращение от "национальная система доменных имён", функционурует по приказу Роскомнадзора №229 от 31.07.19.
  • "ЭВМ" - сокращение от электронная вычислительная машина.
  • "Информационная система", сокращенно "ИС" - совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств.
  • "Сайт в сети "Интернет" - совокупность программ для ЭВМ и иной информации, содержащейся в ИС, доступ к которой обеспечивается посредством сети "Интернет" по доменам и (или) по IP-адресам, позволяющим идентифицировать данный сайт.
  • "Страница сайта в сети "Интернет" - часть сайта в сети "Интернет", доступ к которой осуществляется по URL.
  • "URL" - сокращение от "Uniform Resource Locator", перевод на русский: "указатель Интернет-страницы, состоящий из доменного имени и символов, определенных владельцем сайта.
  • "Информационно-телекоммуникационная сеть" сокращенно: "ИТК" - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.
  • "Провайдер хостинга" - лицо, оказывающее услуги по предоставлению вычислительной мощности для размещения информации в информационной системе, постоянно подключенной к сети "Интернет".
  • "BGP" (англ. Border Gateway Protocol) - протокол пограничного маршрутизатора, основной протокол динамической маршрутизации в Интернете.
  • "ТСПУ" - сокращение от "технические средства противодействия угрозам" - технические средства противодействия угрозам устойчивости, безопасности и целостности функционирования на территории России сети "Интернет" и сети связи общего пользования (см. п. 5.1. ст. 46 ФЗ "О связи"").
  • "ТСК "Ревизор" - ТСК за соблюдением законодательства об ограничении доступа к информации.
  • "IX" - сокращение от "Internet Exchange", перевод на русский: "точка обмена трафиком"- совокупность технических и программных средств и (или) сооружений связи, с использованием которых их владелец обеспечивает возможность для соединения и пропуска в неизменном виде трафика между сетями связи лиц, имеющих ASN (п.28.5 ст.2.Зос).
  • "ОператорИнтернет"- лицо, имеющее лицензию на телематические услуг связи, введенный в эксплуатацию под данную лицензию (фрагмент) сеть связи и предоставляющее доступ к сети "Интернет".
  • "Сайт РКН для взаимодействия с ЦМУ ССОП". 
  • "ОРИ" - сокращение от "организатор распространения информации в сети "Интернет" - лицо, осуществляющее деятельность по обеспечению функционирования информационных систем и (или) программ для ЭВМ, которые предназначены и (или) используются для приема, передачи, доставки и (или) обработки электронных сообщений пользователей сети "Интернет" (ст.11.1. ФЗ "Об информации").
  • "ИП" - сокращение от "индивидуальный предприниматель".
  • "Юрлицо" - сокращение от "юридическое лицо".
  • "Гос. граница"- государственная граница Российской Федерации.

 

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Основными субъектами регулирования и ответственности по ФЗ о РуНете являются:

  1. Владельцы ASN.
  2. Владельцы технологических сетей с ASN.
  3. Операторы Интернет (в т.ч. без ASN).


2.1. Обязанности всех Владельцев ASN

I. Предоставлять в Роскомнадзор в электронном виде посредством заполнения электронных форм или размещения информации в формате XML в личном кабинете на официальном сайте РКН, а также по требованию РКН информацию, установленную:

А) Приказом РКН от 31.07.19 №221 (далее - "Приказ 221", см. п.4 ч.8 статьи 56.2. ФЗ "О связи").

Б) Приказами РКН №222 и №223 от 31.07.19 (см.П.4 ч.7 статьи 56.2. ЗоС)- при использовании линий связи, пересекающих Гос. границу.

Пр. РКН от 31.07.19 № Кто подает? СОСТАВ СВЕДЕНИЙ СРОКИ
221 Лица, имеющие ASN.

1. Об имеющемся у них ASN, а также о IP-адресах, принадлежащих AS.

2. О взаимодействии с Влалельцам ASN.

3. О местах подключения своих средств связи к линиям связи, пересекающим Гос. границу России.

4. О местах установки своих средств связи, подключенных к линиям связи, расположенным за пределами РФ.

5. О маршрутах сообщений электросвязи.

6. DNS-серверах.

7. Об инфраструктуре своей сети связи.

А) В случае непредставления информации, в течение 15 р.д. с даты получения требования РКН.
Б) Изменения в поданную информацию не позднее 3 р.д.с даты ее изменения.
В) Для тех, кто приобрел статус Владельца ASN:
- для вновь вводимых в эксплуатацию средств связи, установленных на линиях связи, пересекающих Гос.Границу,
- для вновь создаваемых линий связи, пересекающих Гос.Границу,
-не позднее 15 р.д.с даты приобретения такого статуса.
222 Пользователи/ владельцы линий связи, пересекающих Гос. границу. О средствах связи, обеспечивающих взаимодействие с линиями связи, пересекающими Гос.границу РФ , в т.ч. через иные линиями связи.
223   А) Цель использования линий связи, пересекающих Гос. границу РФ.
Б) Средствах связи, установленных на указанной линии связи.


По п. 9. приказа 221, указано об обязанности предоставить информацию об:

  1. ASN, а также наименование организации, которая осуществила регистрацию ASN.
  2. IP-дресах (диапазонах сетевых адресов).
  3. Маршрутной информации.
  4. Организации, и лице, ответственном за административно-техническое сопровождение и ведение информации об автономной системе.
  5. IP-дресах , необходимых для организации предоставления информации, предусмотренной подпунктами 1 - 4 настоящего пункта.
  6. Местах подключения своих средств связи к линиям связи, пересекающим Гос. границу (для каждого средства связи), включая местонахождение средства связи.
  7. Об IX, к которым подключена автономная система, расположенных за пределами РФ.
  8. О местах установки средств связи, подключенных к линиям связи, расположенным за пределами РФ, взаимодействующих со смежными AS.
  9. Об узлах связи, функционирующих в составе сети связи оператора связи.
  10. Топологии сети связи и о направлениях связи.
  11. Средствах связи.
  12. Узлах обслуживания вызовов экстренных оперативных служб по "112".
  13. Об организации сигнальной сети.
  14. О системе синхронизации, в тч. времени.
  15. Об организации системы управления и мониторинга средств связи оператора связи (при наличии нескольких, указать для каждой системы):
  16. При возникновении инцидента (аварии).
  17. Всех организациях и лицах, ответственных за эксплуатацию и аварийно-восстановительные работы на территории РФ, иностранного государства.


При этом, в соответствии с п.12-13 Приказа 221, в случае установления Роскомнадзором факта представления неполной или недостоверной информации, владельцу ASN направляется уведомление. В ответ, владелец ASN в течение 5 рабочих дней с даты получения уведомления, указанного в пункте 12 настоящего акта, обязано представить информацию одним из способов, указанных в пункте 8 настоящего акта.

В п. 8 приказа 221, или п. 7. пр. 222-223 указано три способа предоставления информации:

  1. Посредством заполнения электронных форм на сайте РКН.
  2. В формате XML, доступном для скачивания в личном кабинете на Сайте РКН;
  3. Получение технических условий организации автоматического взаимодействия систем управления сетями связи или средств связи с информационной системой.


ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Частями 3 и 4 статьи 19.7.10 КОАП РФ введены штрафы:

"3. Непредставление в РКН оператором связи, или лицом имеющим ASN, информации, представление которой предусмотрено ФЗ "О связи", либо нарушение требований приказа Росокомнадзора №221 от 31.07.19 - штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

4. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.3 настоящей статьи, - штрафа на должностных лиц в размере от 10 до 20 тысяч рублей."

На запросы по 221 приказу РКН дал следующие ответы:

ВЫВОДЫ по обязанности I:

  1. Оператор связи, не имеющий ASN, не обязан подавать сведения по приказам Роскомнадзора №221-223 от 31 июля 2019 г.
  2. Владелец ASN имеет право выбрать один из трёх способов предоставления информации в РКН, указанных в п. 8 приказа РКН №221-223.


Об иных обязанностях , в т.ч. Интернет-провайдеров, владельцев технологических систем, читайте в следующей части.

От редакции: если у вас есть чем поделиться с коллегами по отрасли, приглашаем к сотрудничеству
Ссылка на материал, для размещения на сторонних ресурсах
/articles/article/108343/suverennyiy-runet.html

Обсудить на форуме

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи

Зарегистрироваться